Генератор: принцип действия и типичные неисправности

Ремонт стартеров в Калининграде. Ремонт генераторов. Доверие клиентов к компании "Бендикс".

Генератор: принцип действия и типичные неисправности

1. Принцип действия генератора

Когда речь заходит об источниках электрической энергии, в первую очередь владельцы автомобилей говорят об аккумуляторе, но, при этом стоит понимать, что главной “электростанцией” транспортного средства является генератор.

В современных автомобилях применяются генераторы переменного тока, так как имеют небольшие габариты и малый вес. При этом такие генераторы имеют большую мощность. Этого нельзя сказать о генераторах постоянного тока. Генераторы любых марок автомобилей имеют очень схожие конструкции и отличаются только лишь габаритами, расположением присоединительных мест и отдельных узлов. Естественно, как и любой другой агрегат и запчасть автомобиля, генераторы друг от друга отличаются качеством изготовления.

Давайте рассмотрим принцип работы генератора. Он – довольно простой. Корпус и передняя крышка генератора служат опорами для подшипников, в которых вращается якорь. На обмотку возбуждения якоря, напряжение от аккумулятора подается через щетки и контактные кольца. Якорь приводится в движение посредством клинового или поликлинового ремня через шкив.

При запуске двигателя, как только якорь начинает вращаться, создаваемое им электромагнитное поле индуцирует переменный электрический ток в обмотке статора, а выпрямительный блок преобразует переменный ток в постоянный.

Регулятор, совмещенный с выпрямительным блоком, управляет напряжением, подающемся на обмотку возбуждения якоря, регулируя тем самым ток, поступающий в электросеть автомобиля для питания системы зажигания, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и подзарядки аккумуляторной батареи.

Рассмотрим условия работы генераторов автомобилей и некоторые рекомендации по обслуживанию этих агрегатов.

Условия, в которых приходится работать генератору, благополучными никак не назовешь. На генератор попадают грязь, масло, влага, соль, вредное действие которых усугубляется высокими температурами воздуха в подкапотном пространстве.

Чтобы свести влияние этих условий к минимуму, а также не допустить окисления выводных клемм генератора и потери надежного электрического контакта, рекомендуется держать крепления всех генераторных проводов под слоем консистентной смазки.

Особое внимание необходимо уделить натяжению и своевременной замене клинового или поликлинового ремня привода генератора.

Не следует допускать даже непродолжительную работу генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Всплеск напряжения в сети, возникающий при отключении аккумулятора, например для проверки генератора, опасен практически для всех бортовых электронных устройств современных автомобилей.

Не допускается и проверка работоспособности генератора на “искру” кратковременным соединением выводной клеммы с “массой” автомобиля. В этом случае через выпрямительный блок протекает слишком высокий ток, который способен вывести диоды выпрямительного блока из строя.

Итак, как это уже понятно, генератор – сложное устройство в автомобиле и требует к себе соответствующего внимания.

Таков полный принцип действия генератора с момента его включения в работу на всем протяжении периода работы двигателя автомобиля.

2. Типичные неисправности генератора

Рассмотрим типичные неисправности генераторов, которые присущи для любой модели генератора каждого автомобиля и транспортного средства, на котором этот агрегат установлен.

Выделяют несколько видов неисправности генераторов:

1. Повышенный шум при работе.

2. Генератор не дает зарядный ток.

3. Обрыв или межвитковые замыкания в обмотках якоря и статор.

4. Отказ выпрямительного блока.

5. Нарушения в работе регулятора напряжения.

3. Причины неисправностей генераторов

Укажем причины каждой из этих неисправностей. Они представлены ниже для каждого вида неисправности генератора.

3.1. Повышенный шум при работе

Причиной шума, как правило, является износ или повреждение подшипников якоря. Первым из строя выходит обычно передний подшипник: сказываются большие нагрузки, приходящиеся на него, например, из-за чрезмерного натяжения приводного ремня. Обычно замена подшипников не вызывает серьезных затруднений, хотя для этого придется почти полностью разобрать генератор. После разборки следует обратить внимание на состояние посадочных отверстий под подшипники в корпусе генератора. Редко, но случается, что эти отверстия оказываются изношенными или деформированными. Если суммарный износ в посадочном отверстии и в подшипнике окажется больше зазора между якорем и статором, то якорь при вращении задевает за полюса статора, что недопустимо. Требуется замена не только подшипников, но и корпуса или передней крышки генератора.

3.2. Генератор не дает зарядный ток

Об этом “сообщает” контрольная лампа на приборной панели, а также показания амперметра или вольтметра, если этими приборами оснащен автомобиль. Если ремень генератора нормально натянут и не проскальзывает, то самая вероятная причина неисправности — износ щеток или их зависание в щеткодержателе. Щетки не только изнашиваются сами, но изнашивают и контактные кольца, которые расположены на одном валу с якорем и вращаются вместе с ним. Понятно, что чем больше пробег, тем больше и износ, поэтому очень часто продолжительность службы генератора ограничивается именно долговечностью контактных колец. Остаточная высота щеток должна быть не менее 7 мм, после чего щетки подлежат замене. Как запчасти щетки часто продаются вместе со щеткодержателями, многие из которых являются регуляторами напряжения. Сначала придется извлечь щеткодержатель со щетками, отпаять провода щеток от контактных пластин. Далее, необходимо заменить изношенные детали на новые. Если нарушения в работе генератора связаны с тем, что щетки туго перемещаются или вообще потеряли подвижность в гнездах щеткодержателя из-за попадания пыли, продуктов износа и другой грязи, то достаточно извлечь щеткодержатель и протереть поверхности его гнезд и щетки чистой салфеткой, смоченной в бензине. Относительно износа и подгорания контактных колец, то если этот процесс не зашел слишком далеко, можно ограничиться зачисткой колец шлифовальной шкуркой. При большом износе контактные кольца следует заменить.

3.3. Обрыв или межвитковые замыкания в обмотках якоря и статора

В этом случае генератор также не будет вырабатывать ток. Вообще говоря, обрывы и межвитковые замыкания в статорной обмотке и обмотке возбуждения якоря определяют с помощью омметра, но иногда обрывы можно обнаружить после разборки при внешнем осмотре. Особое внимание следует уделить состоянию мест пайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам, соединению проводов щеток с контактными пластинами и т.д. Если дефект обнаружен, то его устраняют с помощью паяльника. В случае замыкания обмоток на корпус, скорее всего, придется заменить якорь или статор в сборе, а то и генератор целиком.

3.4. Отказ выпрямительного блока генератора

Если щеточный узел работает нормально, в электрических цепях и обмотках нет обрывов и замыканий, а генератор все равно не вырабатывает зарядный ток, то виновником неисправности, скорее всего, является выпрямительный блок или регулятор напряжения. Неисправные диоды — основные элементы выпрямительного блока — могут либо вообще не пропускать ток (в случае обрыва), либо пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткого замыкания). Отказавший выпрямительный блок подлежит замене.

3.5. Нарушения в работе регулятора напряжения генератора

Дефекты в регуляторе напряжения проявляются в том, что генератор дает большой зарядный ток, и аккумулятор систематически перезаряжается (“кипит” электролит), либо ток, наоборот, слишком слабый, а то и вообще отсутствует. Между прочим, нарушения в работе регулятора напряжения — одна из самых распространенных неисправностей в системе генераторной установки. Работоспособность регулятора можно проверить на специальном тестере. Следует учесть, что регуляторы некоторых моделей работают вместе с блоком управления автомобиля и имеют обратную связь. Одинаковые по внешнему виду они могут быть абсолютно разными функционально. Неисправный регулятор придется заменить.

Некоторые из неисправностей, учитывая простоту их причин, можно устранить владельцу автомобиля или другого транспортного средства самостоятельно. Однако, большинство неисправностей имеет причины, устранить которые сможет только квалифицированный специалист с использованием специального инструмента. приборов, а также опыта и знаний. Доверить ремонт генератора лучше мастеру нашего сервиса.

Менеджер компании “Бендикс”

4. Обращайтесь к специалистам нашего сервиса

Как уже стало понятно из описания принципа действия генератора, его возможных неисправностей и, самое главное, причин этих неисправностей, устранение какой-то неисправности можно осуществить владельцу транспортного средства и самостоятельно. Однако, в сложных случаях Вам поможет только квалифицированный специалист по ремонту генераторов, а также замене и ремонту комплектующих генератора.

Предлагаем обратиться к опытным мастерам нашего сервиса по ремонту генераторов “БЕНДИКС” в Калининграде. Вы будете уверены в качестве ремонта, получите работающий генератор на Вашем автомобиле, и гарантию на работу и запчасти.


Ремонт, продажа и замена стартеров, генераторов, комплектующих в компании 'БЕНДИКС'. Калининград.

Предлагаем Вам ознакомиться с другими разделами нашего сайта, заказать услугу ремонта стартера или ремонта генератора в нашей компании, а также купить запчасти для стартеров и генераторов или воспользоваться услугами нашей компании по ремонту и замене агрегатов и их комплектующих для Вашего автомобиля. Добро пожаловать!


Перейти в разделы сайта