1. Принцип действия генератора
Когда речь заходит об источниках электрической энергии, в первую очередь владельцы автомобилей говорят об аккумуляторе, но, при этом стоит понимать, что главной “электростанцией” транспортного средства является генератор.
В современных автомобилях применяются генераторы переменного тока, так как имеют небольшие габариты и малый вес. При этом такие генераторы имеют большую мощность. Этого нельзя сказать о генераторах постоянного тока. Генераторы любых марок автомобилей имеют очень схожие конструкции и отличаются только лишь габаритами, расположением присоединительных мест и отдельных узлов. Естественно, как и любой другой агрегат и запчасть автомобиля, генераторы друг от друга отличаются качеством изготовления.
Давайте рассмотрим принцип работы генератора. Он – довольно простой. Корпус и передняя крышка генератора служат опорами для подшипников, в которых вращается якорь. На обмотку возбуждения якоря, напряжение от аккумулятора подается через щетки и контактные кольца. Якорь приводится в движение посредством клинового или поликлинового ремня через шкив.
При запуске двигателя, как только якорь начинает вращаться, создаваемое им электромагнитное поле индуцирует переменный электрический ток в обмотке статора, а выпрямительный блок преобразует переменный ток в постоянный.
Регулятор, совмещенный с выпрямительным блоком, управляет напряжением, подающемся на обмотку возбуждения якоря, регулируя тем самым ток, поступающий в электросеть автомобиля для питания системы зажигания, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и подзарядки аккумуляторной батареи.
Рассмотрим условия работы генераторов автомобилей и некоторые рекомендации по обслуживанию этих агрегатов.
Условия, в которых приходится работать генератору, благополучными никак не назовешь. На генератор попадают грязь, масло, влага, соль, вредное действие которых усугубляется высокими температурами воздуха в подкапотном пространстве.
Чтобы свести влияние этих условий к минимуму, а также не допустить окисления выводных клемм генератора и потери надежного электрического контакта, рекомендуется держать крепления всех генераторных проводов под слоем консистентной смазки.
Особое внимание необходимо уделить натяжению и своевременной замене клинового или поликлинового ремня привода генератора.
Не следует допускать даже непродолжительную работу генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Всплеск напряжения в сети, возникающий при отключении аккумулятора, например для проверки генератора, опасен практически для всех бортовых электронных устройств современных автомобилей.
Не допускается и проверка работоспособности генератора на “искру” кратковременным соединением выводной клеммы с “массой” автомобиля. В этом случае через выпрямительный блок протекает слишком высокий ток, который способен вывести диоды выпрямительного блока из строя.
Итак, как это уже понятно, генератор – сложное устройство в автомобиле и требует к себе соответствующего внимания.
Таков полный принцип действия генератора с момента его включения в работу на всем протяжении периода работы двигателя автомобиля.